Предназначена для поражения целей на дальности 3000-5000 км и более.
История создания
Ракета создавалась по Постановлению СМ СССР от 9.12.1976 г. о разработке стратегической крылатой ракеты 3М-25 "Метеорит" (П-750) в ЦКБМ. Это был возврат к идее ее создания после того, как от в конце 50-х гг. СССР и США отказались от разработки таких ракет в пользу МБР. Причина отказа заключалась в предположении невозможности преодоления КР, летящих на большой высоте, ПВО противника.
Предполагалось создать КР в морском, воздушном и наземном вариантах, запускаемых с атомных подводных лодок, стратегических бомбардировщиков типа Ту-95 и Ту-160 и наземных пусковых установок соответственно. Ракета рассматривалась как принципиально новый класс стратегических ударного вооружения, позволявшего наносить удары по объектам противника без входа в зону его противодействия.
Разработчик – НПО Машиностроения, главный конструктор – В.Н. Челомей.
Предполагалось, что сверхзвуковая (М=2,5-3,0), с дальностью действия более 5000 км, КР морского базирования позволит наносить удары по территории США без захода лодки-носителя в зону ее активной противолодочной обороны.
В эскизном проекте (разработан в 1977 г.) в качестве носителя рассматривалась модернизированная подводная лодка пр.949 (пр.949М). Однако совместные исследования ЛПМБ "Рубин" и ЦКБМ показали, что для размещения ракет 3М-25 в пусковых контейнерах ракетного комплекса "Гранит" требуется радикальное изменение конструкции ракеты ввиду ее большой длины, а для установки второго комплекта аппаратуры управления потребуется увеличить длину корабля на 5-7 м. Не увенчалось успехом и создание унифицированной аппаратуры для обоих комплексов.
В 1979 г. ЛПБМ "Рубин" разработало технический проект переоборудования АПЛ К-420 (зав. №432) пр. 667А под ракетный комплекс «Метеорит-М» (пр.667М). Проект предусматривал побортное размещение 12 пусковых контейнеров с ракетами 3М-25 в междубортном пространстве лодки под углом 45 град. Вместо вырезанных ракетных отсеков был установлен новый средний блок, увеличена длина лодки примерно на 20 м и до 15 м ее ширина.
В новых отсеках размещалась аппаратура предстартовой подготовки и пуска "Клевер", аппаратура управления корабельными системами повседневного и предстартового обслуживания (АУ КСППО) "Коршун-44", пневмогидросистемы КСППО, а также жилые и общественно-бытовые помещения для экипажа.
В центральном посту были установлены новые системы управления комплексом ракетного оружия "Андромеда", навигационный комплекс "Тобол-АТ", комплекс средств радиосвязи "Молния-ЛМ1" и гидроакустический комплекс "Рубикон". Для удержания лодки в стартовом коридоре при залповой стрельбе установили систему управления "Бор".
15.10.1982 г. полностью сформированная ПЛ была спущена на воду, а с 1.11.1982 г. по 4.08.1983 г. она прошла швартовные и заводские ходовые испытания, с 16.08 по 1.11.1983 г. - государственные (без комплекса ракетного оружия).
Совместные (государственные) испытания комплекса "Метеорит-М" проводились с наземного (полигон Капустин ЯР) и плавстенда ПСК на Черном море. Всего по программе летно-конструкторских испытаний со стендов в 1982-1987 гг. было проведено более 30 пусков ракет 3М-25. В декабре 1983 г. были начаты летно-конструкторские испытания в Баренцевом море с ПЛ, которые продолжались по 1986 г. (один пуск в 1984 г. и один пуск в 1986 г.).
Длительная отработка комплекса была обусловлена необходимостью решения ряда сложных задач, главной из которых было большое количество принципиально новых технических решений ("мокрый" подводный старт КР под стартово-разгонной ступенью, инерциальная система наведения с коррекцией по радиолокационным картам местности, многофункциональный комплекс защиты и др.).
Сложность и громоздкость комплекса, необходимость постройки специальных носителей стали причиной того, что в 1989 г. все работы над вариантом "Метеорит-М" были свернуты. Испытания на К-420 были завершены 15.12.1989 г. В 1990 г. оборудование комплекса с ПЛ сняли и К-420 в торпедном варианте в декабре того же года включили в состав Северного флота. В июле 1994 г. подводную лодку из боевого состава флота исключили, передали на долговременное хранение и поставили на прикол.
Авиационный вариант комплекса испытывался на серийном модернизированном Ту-95МС №04, переоборудованного в самолет-носитель двух КР "Метеорит-А". Ракеты размещались на специальных пилонах под крылом. При этом в бомбоотсеке можно было разместить шесть противорадиолокационных ракет Х-15П. Первые два пуска (11.01.1984 г. и 24.05.1984 г.) были неудачными и в конце 1984 г. работы по авиационному варианту прекратились.
Наземный стратегический комплекс "Метеорит-Н" ("Гром", по классификации НАТО SSC-X-5, GLSM) остался в разработке, а стелс-технологии для него получили дальнейшее развитие. Первый пуск состоялся 16.12.1981 г., но на вооружение не принимался и не развертывался в связи с реализацией договора по РСМД.
Описание и конструктивные особенности ракеты
Ракета предназначалась для поражения целей на дальностях 3000-5000 км.
Конструктивно ракета "Метеорит" была выполнена по схеме "утка". Маршевая ступень со складывающимся стреловидным крылом и вертикальным оперением была оснащена маршевым турбореактивным двигателем разработки КБ Уфимского моторостроительного объединения. Воздухозаборник двигателя размещался под фюзеляжем.
Стартовая ступень морского и наземного вариантов ракеты "Метеорит" имела два жидкостных реактивных двигателя с суммарной тягой 24 т с управляемыми поворотными соплами и временем работы двигателей около 32 секунд. Она была создана на базе первой ступени межконтинентальной баллистической ракеты 15А20.
Воздушный вариант ракеты "Метеорит-А", с дальностью стрельбы до 5000 км и высотой полета на маршевом участке 22-24 км со скоростью около 3000 км/ч., ускорителями не оснащался. Длина ракеты "Мeтеорит-А" составляла 12,8 м, стартовый вес 6,3 т. Вес специальной боевой части около 1 т.
Стартовый вес наземного и морского варианта составил 12,65 т, вес второй ступени – 6,38 т. Длина фюзеляжа ракеты достигала 12,8 м, внешний диаметр 0,9 м, размах крыла - 5,1 м.
Универсальная стратегическая КР "Метеорит" оснащалась инерциальной системой управления с радиолокационной коррекцией по рельефу местности. При создании ракеты было найдено много оригинальных технических решений, обеспечивающих длительный полет КР на высоте более 20 км со скоростью более 3500 км/ч.
Ракета имела комплекс преодоления противоракетной обороны, в том числе и специальную аппаратуру, создававшую за ней длинный шлейф ионизированного воздуха, который препятствовал точному наведению зенитных ракет.