"Тор" (9К330, SA-15, Gauntlet), зенитная ракетная система
История создания
Работы по созданию ЗРС нового поколения 9К330 "Тор", начавшиеся по Постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 г., вела кооперация предприятий, ранее создавших ЗРК "Оса". Головным разработчиком зенитной системы был определен НИЭМИ МРП (НИИ-20 ГКРЭ), главным конструктором комплекса в целом В.П. Ефремов, а главным конструктором БМ 9А330 - И.М. Дризе. Ракету 9М330 разрабатывало МКБ "Факел" МАП (ранее ОКБ-2 ГКАТ) во главе с академиком П.Д. Грушиным.
Параллельно с разработкой новой ЗРС для Сухопутных войск ("Тор") были развернуты работы по созданию унифицированного с ним корабельного ЗРК "Кинжал".
В ходе испытаний (с декабря 1983 г. по декабрь 1984 г.) на полигоне Эмба были определены основные боевые и эксплуатационные характеристики системы. Зона поражения ЗРС при скорости цели 300 (700) м/с ограничивалась границами 1,5-12 (1,5-5) км по дальности, 0,001-6 (0,05-4) км по высоте и до 6 (4) км по параметру. При этом эффективность поражения типовых целей одной ЗУР с учетом случайных факторов составила 0,3-0,77 для самолетов, 0,5-0,88 для вертолетов и 0,4-0,55 для ДПЛА.
Время реакции при расположении БМ на месте и в движении составляло 8-12 секунд, перевода в боевое (походное) положение не превышало 3 минут, полного заряжания восемью ЗУР при помощи ТЗМ - 18 минут. Система защиты БМ "Тор" от помех и ПРР соответствовала своему предназначению и незначительно снижала указанные боевые характеристики.
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19 марта 1986 г. ЗРС "Тор" была принята на вооружение. Серийный выпуск основных элементов осуществляли Ижевский электромеханический завод МРП (БМ 9А330), Кировский машиностроительный завод им. XX партсъезда МАП (ЗУР 9М330) и Минский тракторный завод МСХМ (гусеничное шасси ГМ-355).
ЗРС "Тор", с учетом ее предназначения, явилась преемницей ЗРК "Оса", но превосходила его по ряду показателей и боевой эффективности в целом.
Назначение и особенности
ЗРС "Тор" (9К330) малой дальности предназначена для борьбы со всеми типами высокоскоростных маневрирующих пилотируемых и беспилотных воздушных целей, в том числе и ВТО, действующих на предельно малых, малых и средних высотах в любых условиях радиоэлектронной и метеорологической обстановки днем и ночью.
Эффективный и надежный комплекс радиоэлектронного оборудования с высокой степенью автоматизации боевой работы обеспечивает автоматическую оценку степени угрозы со стороны воздушного противника, выбор приоритетных целей и их обстрел.
Боевая машина может транспортироваться всеми видами транспорта, в том числе и воздушным.
Единое антенно-пусковое устройство (АПУ) с круговым вращением по азимуту обеспечивает быстрый разворот башни с вооружением в направлении цели, захват ее на автосопровождение и снижает перегрузки ракеты при ее склонении на цель и запуске маршевого двигателя.
В качестве шасси БМ использована гусеничная машина ГМ-355 большой грузоподъемности и повышенной проходимости, унифицированное с шасси ЗПРК "Тунгуска". Установленный на нем V-образный, 12-цилиндровый, быстроходный, многотопливный дизельный двигатель B-46-2C1 обеспечивает перемещение БМ по среднепересеченной местности со скоростью, обеспечивающей непрерывное прикрытие войск от ударов с воздуха во всех видах современного высокоманевренного боя.
Состав
Система состоит из боевых (4 БМ по 8 ЗУР на каждой), технических и дополнительных средств.
БМ "Тор" 9А330 (СОЦ, НРЗ, СН, ЭВМ, ЗУР в АПУ, аппаратура систем стартовой автоматики, навигации, функционального контроля и др.) представляет собой автономную одноканальную по цели огневую единицу, способную самостоятельно обнаруживать различные типы воздушных целей в движении и поражать их ракетами с короткой остановки во всех видах боевых действий и при расположении на месте в различных погодно-климатических и физико-географических условиях.
Станция обнаружения целей (СОЦ) - когерентно-импульсная РЛС сантиметрового диапазона волн, способная обнаруживать цели с вероятностью 0,6-0,8 на дальностях: самолета - 25-27 км, ДПЛА - 9-15 км, вертолета на земле с вращающимися винтами - 6-7 км, зависшего в воздухе - 13-20 км и осуществляющего "подскок" с земли на высоту 20 м - 12 км, их опознавание и выдачу данных о них. При разрешающей способности не хуже 1,5-20 по азимуту, 40 по углу места и 200 м по дальности максимальные ошибки определения координат цели не превышают половины этих значений.
При работе СОЦ в сильных пассивных помехах ввод ее координат в ЭВМ осуществляется вручную. Коэффициент подавления отраженных от местных предметов сигналов в цифровом канале СОЦ составляет не менее 44 дБ, в аналоговых - 40 дБ.
Защита станции от ПРР обеспечивается путем их своевременного обнаружения и поражения штатными ракетами.
Станция наведения (СН) - когерентно-импульсная РЛС сантиметрового диапазона волн с мало элементной ФАР и электронным управлением луча ДН по угловым координатам. Станция служит для поиска целей в секторе 30 и 70 по азимуту и углу места соответственно, их точного автосопровождения моноимпульсным методом по трем координатам с вероятностью 0,5 (0,8) на дальности до 23 (20) км, обеспечения пуска одной или двух (с интервалом 4 с) ЗУР и передачи ей команд наведения. Поиск целей и передача команд на борт ЗУР осуществляется общим передатчиком станции через ФАР, обеспечивающей одновременное измерение координат цели и двух наводимых на нее ЗУР.
При разрешающей способности СН не хуже одного градуса по угловым координатам и 100 м по дальности среднеквадратические ошибки автосопровождения самолета-истребителя не превышают 0,3 д.у. по азимуту и углу места, 7 м по дальности и 30 м/с по скорости. Среднеквадратические ошибки сопровождения ЗУР по угловым координатам аналогичны вышеуказанным, а по дальности - не превышают 2,5 м.
Станция наведения имеет высокую степень защиты от пассивных и активных помех.
Цифровая вычислительная система (ЦВС) (ЭВМ, цифровые быстродействующие вычислители) служит для обработки радиолокационной информации и выработки управляющих сигналов. Она обеспечивает высокий уровень автоматизации процессов боевой работы всех систем БМ при минимальных временных затратах и требуемой точности в простой и сложной обстановке.
ЗУР 9М330 – твердотопливная одноступенчатая ракета вертикального старта, выполненная по аэродинамической схеме "утка" с командной системой наведения и газодинамическим склонением на цель после пуска.
Для наведения на цель и ее поражения ракета оснащена автопилотом, радиоблоком, системами питания, БЧ осколочно-фугасного типа с активным радиовзрывателем и предохранительно-исполнительным механизмом. На внешней поверхности корпуса ракеты размещены антенны радиовзрывателя и радиоблока, а также пороховое катапультирующее устройство. Рули крылья в транспортном положении складываются (левые и правые консоли навстречу друг другу), раскрываются и фиксируются после старта. Загрузка ракет в БМ осуществляется ТЗМ комплекса.
Стартуют ракеты непосредственно из ракетного отсека АПУ БМ, в котором они размещаются по 4 ЗУР с каждой стороны башни вдоль ее продольной оси. Пороховая катапульта выбрасывает ЗУР вверх на высоту 16-21 м со скоростью 25 м/с, где она склоняется в направлении цели газодинамической системой на заданный угол, величина и направление которых вводятся в автопилот СН перед стартом ракеты. Твердотопливный двигатель начинает работу после склонения ракеты и обеспечивает ее полет по траектории с максимальной скоростью до 850 м/с и перегрузками до 30 единиц.
Осколочно-фугасная БЧ с предохранительно-исполнительным механизмом и активным адаптируемым радиовзрывателем поражает цель тяжелыми высокоэнергетическими поражающими элементами большой разрушительной силы, образующихся при ее подрыве. Радиовзрыватель инициирует подрыв БЧ с учетом скорости и высоты полета поражаемой цели, определяет конфигурацию осколочного поля и направление его движения для достижения максимальной вероятности поражения цели. При стрельбе по летящим на высотах 10-40 м целях радиовзрыватель срабатывает только по сигналу от нее. В случаях, когда СН не захватила ракету, нарушен процесс ее нормального наведения или не сработает радиовзрыватель у цели ракета самоликвидируется.
Командное наведение ЗУР начинается с дальности 250 м и заканчивается в момент встречи с целью.
Масса ЗУР 9М330 (БЧ) не превышает 165 (14,8) кг при общей длине и диаметре ее корпуса 2898 мм и 235 мм соответственно.
АПУ служит для размещения антенн СОЦ и СН, восьми ракет 9М330 без транспортных контейнеров в пусковом устройстве, их транспортировки и вертикального пуска непосредственно из башни.
Экипаж БМ 9А330 "Тор" - командир, оператор и механик-водитель.
Варианты модернизации и исполнения
ЗРС "Тор-М1" (9К331) – модернизированный вариант, разработан в 1989 г., принят на вооружение в 1991 г.
По результатам испытаний ЗРС "Тор-М1" обеспечивала обстрел двух самолетов, действующих со скоростью 300 (700) м/с в зоне 1,5-6 (до 5) км по дальности, 0,01 (0,05)-6 (до 4) км по высоте и до 6 (4) км по параметру. По сравнению с ЗРС "Тор" был отмечен рост вероятности поражения типовых целей одной ЗУР 9М331. Так, для КР типа ALCM он вырос с 0,45-0,95 до 0,56-0,99, ДПЛА типа BGM - с 0,86-0,95 до 0,93-0,97, самолетов типа F-15 - с 0,26-0,75 до 0,45-0,80 и вертолетов типа "Хью Кобра" - с 0,50-0,68 до 0,62-0,75. За счет сокращения времени реакции при стрельбе с подготовленной позиции (с 8,7 до 7,4 с) и с короткой остановки (с 10,7 до 9,7 с) зона поражения и боевая эффективность "Тор-М1" по двум целям остались практически теми же, что и у ЗРС "Тор" по одной цели.
Состав
Боевые средства (4 БМ 9А331, ракетный модуль 9М334 (8 по 4 ЗУР в каждом) и унифицированный батарейный командирский пункт (УБКП) "Ранжир" 9С737), средства технического обеспечения и обслуживания ЗРС (дополнены тренажером для подготовки боевых расчетов, а ТЗМ и ТМ доработаны для использования ракетных модулей).
БМ 9А331 от БМ 9А330 отличается:
· новой двухпроцессорной ЦВС повышенной производительности, обеспечившей двухканальность по цели, защиту от ложных трасс и возможность проведения расширенного функционального контроля боевой готовности;
· введенной в состав СОЦ трехканальной цифровой системой обработки сигналов, повысившей эффективность подавления пассивных помех (преднамеренных и от местных предметов) без проведения дополнительного анализа помеховой обстановки, установленным в приемнике автоматически переключаемым избирательным фильтром для более эффективной электромагнитной совместимости и помехозащищенности станции, новым усилителем входных устройств приемника, новым типом зондирующего сигнала (обеспечил обнаружение и сопровождение в автоматическом режиме зависающий вертолет), автоматом сопровождения по углу места в ТОВ (повысил точность сопровождения низколетящей цели);
· индикатором командира на основе плазменной панели и аппаратурой сопряжения с УБКП "Ранжир";
Ракетный модуль 9М334 предназначен для хранения, транспортировки и пуска ракет. Представляет совокупность транспортно-пускового контейнера (ТПК) 9Я281 из алюминиевого сплава и четырех ЗУР 9М331 (9М330)
массой 936 кг. Модули хранятся в пакетах и могут транспортироваться ТМ (2 пакета по 4 модуля) и ТЗМ (2 пакета по 2 модуля). Заряжание БМ одним модулем осуществляется ТЗМ за 25 минут.
ЗУР 9М331 полностью унифицирована с ракетой 9М330 и может использоваться ЗРС "Тор", "Тор-М1" и корабельным ЗРК "Кинжал". От своего аналога отличается боевой частью с повышенными поражающими характеристиками. Старт ЗУР осуществляется путем разрушения пенопластовой крышки ТПК при выходе из контейнера, а далее ее полет к цели аналогичен полету ракеты ЗРС "Тор".
Гусеничное шасси ГМ-5955 предназначено для замены ГМ-355 и при собственной массе в 27 т выдерживает предельную нагрузку в 11,5 т и обеспечивает движение БМ со скоростью 65 км/ч. Запас хода БМ по топливу не менее 500 км. На новом шасси установлен многотопливный дизель жидкостного охлаждения с тремя уровнями мощности, которая при 2000 об/мин может быть в пределах 710-840 л.с. Среднее удельное давление на грунт БМ на шасси ГМ-5955 не превышает 0,8 кг/см2, дорожный просвет при базе в 5055 мм составляет 450 мм. Оснащено микропроцессорной системой диагностики и автоматического переключения передач.
УБКП "Ранжир" 9С737 в автоматизированном режиме позволяет управлять автономными боевыми действиями огневого подразделения (зенитной батареи), оснащенного БМ "Тор" различных модификаций, а также "Стрела-10М3", ЗСУ "Тунгуска" и ПЗРК типа "Игла" путем выдачи данных целеуказания огневым средствам подразделения и распределение целей между ними, постановки боевых задач и контроля их выполнения. Реализация его возможностей возможна при оснащении вышестоящего КП технически совместимыми с УБКП "Ранжир" средствами управления.
УБКП размещен на мобильном плавающем шасси унифицированного многоцелевого тягача легкого бронированного (МТ-Лбу) и обеспечивает: автоматический прием и отображение информации о воздушной обстановке и команд вышестоящего КП, а также координат целей от РЛС 9С18М1 или П-19; автоматическую выработку рекомендаций целераспределения и выдачу на БМ данных целеуказания, запретов на стрельбу и команд управления; автоматический прием от управляемых БМ, обработку и отображение на табло данных об их положении, состоянии и боевой готовности, а также о воздушной обстановке; автоматический ввод в ЭВМ данных своего местоположения и параметров зон поражения БМ.
УБКП 9С737 способен одновременно принимать, отображать, обрабатывать и автоматически отождествлять информацию о 24 и 16 воздушных целях, поступающих в цифровом виде от вышестоящего КП и БМ управляемой батареи соответственно. При необходимости боевая работа может осуществляться с планшетом воздушной обстановки и топографической картой в ручном режиме.
Информация о воздушной обстановке отображается на ИКО в масштабе от 12 до 100 км в виде точек с формулярами целей (признак государственной принадлежности цели и ее номер). Кроме того, на экране отображается место положение вышестоящего КП, РЛС и зоны поражения БМ.
Для обеспечения высокого (1 с) темпа обновления данных между УБКП и БМ управляемого подразделения, с одной из них устанавливается постоянно действующая связь по направлению, а с тремя другими - связь в сети с временным разделением сообщений. В состав информационного обмена между БМ и УБК входят данные целераспределения, целеуказания и, при необходимости, команды запрета стрельбы. УБКП может работать в автоматическом (основной) или ручном режимах.
Расчет УБКП 4 человека, время развертывания и подготовки к работе с марша не превышает 6 минут.
Машины технического обеспечения ТЗМ, ТМ и МТО обслуживаются расчетами из 2, 2 и 3 человек соответственно.
"Тор-М1Т" создан с учетом возможных условий эксплуатации, требований заказчиков и может быть выполнен самоходным или буксируемым на колесной базе, а также в стационарном варианте. При сохранении основных характеристик и равной боевой эффективности эти варианты от гусеничного прототипа отличаются модульным принципом построения. В первом модуле (аппаратная кабина) размещается основная радиоэлектронная аппаратура и обслуживающий ее боевой расчет, во втором – АПУ на колесном автомобильном прицепе. Внешнее отличие этих вариантов:
самоходный "Тор-М1ТА" размещается на автомобиле (аппаратная кабина) с прицепом (АПУ);
буксируемый "Тор-М1ТБ" - аппаратная кабина и АПУ размещены на двух автомобильных буксируемых прицепах типа СМЗ-782Б и ЧМЗАП-8335.5;
стационарный "Тор-М1ТС" - все элементы системы размещены в модулях контейнерного типа специальной конструкции, устанавливаемых на грунте.
Колесная база и распределенная на две транспортные единицы общая масса в 35 т обеспечивают передвижение мобильной и буксируемой ЗРС "Тор-М1Т" по шоссейным дорогам без повреждения их покрытия, а также по мостам и акведукам с небольшой допустимой нагрузкой. Размещение ЗРС "Тор-М1Т" в двух типовых модулях (АК и АПУ), стыкуемых между собой кабелями, расширяет диапазон применения этой системы, решаемых ею задач в зависимости от обстановки и безопасность личного состава, что особенно важно в условиях широкого применения противником радиоэлектронных помех и ПРР типа ХАРМ.
"Тор-М1ТА" и "Тор-М1ТБ" могут быть установлены на колесные шасси отечественного или зарубежного производства. При увеличении до 8-15 минут времени приведения в боевую готовность общая стоимость комплекса заметно снижена, а появление возможности выбора нужного варианта обеспечивает удовлетворение требований различных заказчиков.
Потенциальных покупателей может заинтересовать и стационарный вариант ЗРС "Тор-М1ТС", который имеет аналогичные высокие боевые возможности по борьбе с различными типами СВН и современным ВТО, относительно невысокую стоимость и возможность быстрого перебазирования в другое место. Эти качества делают эту систему незаменимой для прикрытия важных стационарных объектов. Еще одной привлекательной стороной для потенциальных покупателей является возможность поставки совместимого с ней по шасси УБКП "Ранжир-МК".
Таким образом, более низкая стоимость ЗРС "Тор-М1Т" и возможность ее использования в условиях развитой сети автомобильных дорог и транспортных коммуникаций с ограниченной нагрузкой, а также разнообразие модификаций системы, в отличие от прототипа на гусеничной базе, расширяют возможности заказчика по выбору наиболее приемлемого для него варианта с учетом стоящих задач, его финансовых возможностей и других причин.
Усовершенствованная БМ "Тор-М1" была представлена на международном авиасалоне МАКС-2005. Она отличается расширенной по высоте зоной поражения воздушных целей, действующих со скоростями до 600 м/с на дальностях 8-10 км и может вести стрельбу вдогон по целям, летящим со скоростью до 420 м/с на высотах до 8 км против 6 км существующим вариантом. Наличие нового режима боевой работы "Звено" позволяет одной БМ получать информацию о 10 целях от другой машины при работе их РЛС обнаружения в различных угловых секторах. Вычислительная система БМ способна обрабатывать информацию и выдавать целеуказания о воздушной обстановке в угломестном секторе 0-640, а станция наведения – обеспечивать обстрел любых целей в секторе 0-850 по углу места. Кроме того, усовершенствованная БМ "Тор-М1" имеет повышенную помехозащищенность от радиоэлектронных помех за счет установки эффективных оптико-электронных средств, способных самостоятельно и совместно с РЛС сопровождать цели в автоматическом режиме.
Состояние
Спрос на ЗРС "Тор" сохраняется. Кроме Греции (31 БМ, 8 УБКП), Китая (27 БМ) и Ирана (29 БМ) этой системы, значительный интерес на ее приобретение проявляют и другие страны.
В настоящее время ведутся активные работы по дальнейшему повышению боевых возможностей существующей ЗРС "Тор-М1" и разработке "Тор-М2" в рамках реализации концепции создания средств ПВО нового поколения.
Не имеющие мировых аналогов ЗРС "Тор" и "Тор-М1" неоднократно демонстрировали свои высокие боевые возможности в ходе учений и учебно-боевых стрельб, в том числе и на выставках современного оружия в ряде стран мира. Это и стало одной из основных причин повышенного интереса к этим системам со стороны многих зарубежных стран.